Святой Амфилохий Почаевский


   Святой Амфилохий Почаевский

св. Амфилохий, святий Амфілохій Почаєвський

(до пострига Яков Головатюк, до схимы - отец Иосиф)





Этот подвижник имел такую ​​силу молитвы что те, кто не мог ходить, вставали на ноги, а кто был слеп - прозревал. Бог дал ему много сил, но и послал тяжелые испытания. Люди, которые жили с ним рядом, помнят чудеса, которые происходили. Или сам преподобный имел большой дар, или место то святое по-особенному? ..

    В тишине небольшого живописного села Малая Иловица на Тернопольщине, вдали от шума города и суеты, проходило детство Якова Головатюк. В семье ремесленника Варнавы росло десять детей. Дружеские отношения в семье маленький Яков запомнил навсегда. Его отец был опытным костоправом, много работал, отказывался ни одной работы. Еще мальчиком Яков помогал отцу ухаживать за больными и понемногу учился лекарственное деле. Он видел невыносимый человеческую боль, и, видимо, уже тогда почувствовал желание исцелять больных.


    Умения, которые он получил от отца, понадобились ему, когда Яков оказался на фронте Первой мировой войны. Там он увидел смерть и по-настоящему начал понимать дар жизни. Там почувствовал и любовь к жизни. Молодой солдат так и продолжал с успехом выполнять обязанности фельдшера, если бы не попал в плен. С Божьей помощью, Якову удалось скрыться. Вернувшись с фронта, юноша собирался жениться. Но священник благословил ему идти в Почаевскую Лавру.


    Яков смиренно принял благословение и в 1925 году оказался в Свято-Успенской Почаевской Лавре в г. Почаев. С трудолюбием и смирением нес он все послушания, и 1932 послушник Яков принял постриг с именем Иосиф. С тех пор Почаевская Лавра стала для монаха родным домом, где он прожил порядка 20-и лет. Любил гулять по ней, прислушиваться к тишине, вдыхать ее воздух. Подолгу инок молился у чудотворных икон Почаевских.


    Иосиф имел послушание смотрителя Стопы Божьей Матери. С большим трепетом и ответственностью трудился он у большой лаврской святыни. Видел, как, умываясь и принимая святую воду, исцелялись люди. 1936 Иосиф был рукоположен в сан иеромонаха. Бесспорный дар исцелять привлекал внимание многих людей. Наместник Лавры благословил монаха на богоугодное дело и позволил поселиться в маленькой избушке возле кладбища. Там преподобный прожил двадцать лет.


    Дни и ночи проводил в молитвах будущий угодник Божий. Посвятив жизнь служению Богу, отец Иосиф обрел твердую веру и получил в дар от Бога прозорливость и возможность исцеления людей. Он лечил как телесные болезни, так и тайные недуги души. Возвращал слух глухим, зрение - слепым, несчастным давал надежду. К отцу Иосифа везли немочных из разных концов света. Поток больных не прекращался ни днем, ни ночью. Улица была заполнена подводами. Очереди стояли километровые. Человеческое горе он переживал как свое, сочувствовал всем страждущим и немощным. А про себя говорил: "Вы думаете я святой? Я грешник! А исцеления вы получаете по своим молитвам и своей вере ".


    Летом паломничество к батюшке Иосифа увеличивалось и достигало пятисот человек ежедневно. Старцу были открыты души людей, их помыслы, сердца и намерения. Отец Иосиф исцелял самые тяжелые недуги, но он говорил, что не все едут от него здоровыми. Старец утверждал, что телесное здоровье некотором может только навредить, привести к смерти души. Угодник Божий имел большую любовь в сердце, и поэтому никому не отказывал; каждому уделял внимание. На вопрос, как достичь такой любви, он отвечал: "За смирение Бог дает благодать любви". В батюшки было неизменное правило: если кого-то привезут больного, в любое время дня и ночи вызвать его.


    Не замедлили смутные времена - Почаевская Лавра попала в руки безбожной власти большевиков. Как рассказывают очевидцы, у монастыря были отобраны все зерно, скот, инвентарь, продукты, земельные уделы. Молодых послушников и монахов выгоняли из обители. Количество монахов уменьшилось с трехсот до восьмидесяти. А к отцу Иосифа в маленькую избушку, что у кладбища, начали приходить незваные гости из НКВД. Однажды его связали и хотели сбросить с обрыва. Но батюшка спокойно сказал: "Далеко не понесете". Сразу обоих бандитов настигла кара: один ослеп, другой упал на ноги. Но ночные визиты к старцу не прекращались.


    Несмотря на запреты, батюшка продолжал исцелять больных. Выздоравливали даже те, которых официальная медицина считала неизлечимыми. Советская власть запрещала людям ездить к старцу. Даже автобусы отменили. Но людей это не остановило - они шли пешком.

1962 власть пыталась отобрать у Почаевской Лавры Троицкий собор. Своим мужеством и смелостью отстоял отец Иосиф святыню. Увидев стаю милиционеров возле храма, батюшка поспешил на помощь. Он выхватил из рук милиционера ключ и отдал наместнику: «Архиерей - вот кто хозяин Лавры! А вы все вон отсюда! Люди, гоните их! "Местные жители, которых вдохновили слова любимого батюшки, бросились на захватчиков и выгнали их за ворота. Так отец Иосиф отстоял Святотроицкий собор.


    Защищая обитель, старец чуть не поплатился жизнью. Вскоре после этого случая за ним приехали на машине, известной под названием "Черный ворон". Связали, закрыли рот полотенцем и повезли в психиатрическую больницу. Там отца Иосифа обрили налысо и посадили в палату к "буйным". Позже отец Иосиф вспоминал: "В палате было слабый свет, находилось здесь вместе сорок больных. Мне все время кололи лекарства, от которых распухало все тело и трискала кожа ... Однажды меня вызвали в кабинет главного врача и спросили, могу ли я вылечить всех больных. Я ответил: "Могу". Попросил принести святое Евангелие, облачения, чтобы можно было осуществить крещенский молебен.Сказал, что после молитвы бесы выйдут сами через окна и двери. Главный врач возмутился: "Вы нам без молебнов лечите!» А я ему: "Да невозможно лечить. Когда солдат идет в бой, он берет винтовку, патроны, гранаты. Наше оружие - святой крест, святое Евангелие, святая вода! "


    Конечно, после такой беседы отец Иосиф надолго «прописался» в психиатрической больнице.



    По легенде, бытуемой в этих краях - помогла Светлана Аллилуева - дочь Иосифа Сталина. Как оказалось, в свое время, старец вылечил ее от душевной болезни. Благодарная пациентка, Светлана Аллилуева не забыла милостивого батюшку и освободила его из больницы. Более того, по одной из версий (легенд) Светлана, понимая, что ждет старца дальше - предложила ему эммиграцию в США и даже подготовила маршрут ухода на Запад. Но Преподобный Амфилохий отказался, т.к. посвятил свою жизнь служению Богу и простым людям, веру которых не мог предать.

    Легенда про «кремлевскую принцессу Светлану Аллилуеву» закрепилась еще и потому, что она сочеталась с тяжелой жизнью Амфилохия Почаевского в те дни. Т.к. по людской молве было принято приукрашывать пересказы,  в которых люди, наделенные властью, демонстрируют по отношению к церкви амбивалентность: одни убивают, а другие выручают; одни гонят, а другие сами становятся гонимыми. 


   Родные забрали отца Иосифа в село Иловицу. Но и там не оставляли его в покое. На этот раз предали родные. У отца Иосифа была большая семья - девятнадцать племянников. Один из них оказался человеком злой и завистливой. Он вывез батюшку в лес, избил и бросил в болото. Восемь часов пролежал отец Иосиф безумно в воде. Родные нашли его и отвезли в Почаевскую Лавру.


    Состояние иеромонаха был слишком сложным. Братия и не надеялась, что он доживет до утра. Той же ночью постригли отца Иосифа в схиму с именем Амфилохий. Понемногу батюшка начал приходить в себя. А потом и полностью выздоровел. В селе Иловица он поселился у племянницы Анны, где и продолжал принимать больных. Сам смастерил голубятню, а под ней - часовню. В голубятни жили около двухсот голубей. На дворе поставили большой обеденный стол для богомольцев, построили молельных, трапезную, кухню, приемную для больных, спальню для послушниц, которые помогали по хозяйству. Еще у батюшки был большой сад, где гуляли павлины, обильно плодоносили фруктовые деревья.


    И на все это у отца Амфилохия хватало и времени, и души. Вся округа знала о водосвятные молебны, проводивший старец. На службу всегда собиралась большое количество людей. Батюшка говорил, что в его дворе вся земля пропитана слезами тяжело больных людей, которые всей душой просят об исцелении. Угодник Божий чувствовал приближение смерти. Как-то летом 1970 батюшка со своим другом проходил по лесной тропинке. Услышав кукушку, сказал: "Последний раз слушаю с тобой кукушку" ... В том же году святой скончался.


    На одной ужина батюшка всех пригласил к столу, и как шутя, сказал: "Яд уже подана!" На другой день батюшка тоже сказал: "Все мне вы, дорогие, и среди вас Иуда". Истинная причина смерти преподобного Амфилохия до сих пор остается неизвестной. Существуют лишь предположения и догадки. Уже перед самой смертью угодник Божий то сказал: «Как страшно будет, когда станут мерзлую землю на гроб бросать ..." Не стало отца Амфилохия 1 января 1971. Снег заметал все вокруг, метель становилась все сильнее. Холодный ветер клонил к земле деревья, ревел, как раненый зверь.


    Уже потом будут догадываться, кто подсыпал яд святому. А того снежного дня люди будут прощаться с любимым старцем. Гроб со святым на кладбище несли на руках. Каждый пытался с ним попрощаться, пронести собственноручно, побыть еще немного рядом.


    Люди свято хранят память об отце св. Амфилохии Почаевском. Духовное чадо старца - монахиня Варвара - сохраняет личные вещи батюшки: схиму, синодик, Евангелие, напрестольный крест, а также любимые иконы отца Амфилохия Почаевского, перед которыми он молился.


Очень часто у могилы можно видеть одержимых нечистыми духами, слышать их нечеловеческие крики: «Огнем жжет, палкой бьет выйду, выйду ...» Все так же, как и при жизни ... И так же, как к живому, идут к нему и паломники, и местные жители. Не зарастет, очевидно, никогда к нему народная тропа, протоптанная страждущими в надежде получить от Бога исцеление и утешение по молитвенному заступничеству приснопамятного отца Иосифа - угодника Божия. Народ убежденно верит в его святость, а глас народа - глас Божий.


могила Амфилохия Почаевского


И это неоспоримая истина. Всю жизнь отца Иосифа было самопожертвенним служением во имя любви, потому что любовь - это главный плод духовного подвига христианина и цель монашеской жизни. Она является законом жизни на небе и на земле и рождается от чистого сердца и непорочной совести. Любовь бессмертна, она идет с человеком за ее смертью в вечную жизнь и взаимно связывает души живых и умерших людей. Именно такой любовью старец получил глубокое уважение к себе. Верой, любовью и милосердием к страждущему он явил благодатный пример жизни, снискал любовь и оставил неизгладимую память в сердцах верующих людей, для которых был и есть скорым целителем, милостивым помощником и благим заместителем. Он и после смерти лечит, утешает, учит; люди, посещая могилу, чувствуют его нелицемерную любовь. Некоторые даже слышит его голос, зовущий молиться, каяться, исправляться и жить по заповедям Божьим.


Народ убежденно верит в его святость. С тех пор и по сегодняшний день на месте захоронения схиигумена Амфилохия происходят чудеса и исцеления людей. Перед праздником Пасхи 2002 были найдены его нетленные мощи. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви, 12 мая 2002 (в воскресенье Фомы), схиигумен Амфилохий торжественно канонизирован как преподобный Амфилохий Почаевский. Мощи преподобного Амфилохия открыты для поклонения в храме преподобного Иова Почаевского.


Преподобный отче Амфилохий, моли Бога о нас!




статья подготовлена по материалам сайта Ровенской Епархии УПЦ rivne.church.ua